Какого фотографа выбрать?

Если вы взялись за такой поиск, не имея никого на примете, то наверняка вы столкнулись с некоторым чувством страха за успешность этого предприятия. Не бойтесь. Эта статья поможет разложить все по полочкам и понять, чем руководствоваться в таком выборе. Разбираются такие темы, как виденье фотографа (то, за что вы на самом деле платите) и постобработка снимков. В ходе чтения вы поймете, что при фотосъемке людей важнее глубина личности человека, а не линейной перспективы в кадре.

Если бы мне сейчас пришлось искать для себя фотографа, то, скорее всего, я не ориентировался бы на его умение обрабатывать снимки. Я намеренно игнорировал бы это, чтобы не сбиться с толку, потому что обработка в фотографии – это вторичное. А еще, зачем размениваться на дизайнера (пусть и с высшим образованием), когда нужен хороший фотомастер? Я перевидал массу художников, которые понятия не имеют, как в нужный момент нажать на кнопку, но они продолжают покупать себе фотоаппараты и делать убогие фотки. Не стал бы я обращать внимание и на используемую фототехнику. Если фотограф хорош, то я согласился бы даже на фотки с телефона в его исполнении. Красивый зад тоже ничего не решил бы в таком поиске… поэтому пора сказать: в искусстве фотографии существует одна важная ценность – виденье фотографа. Я бы пытался всеми силами интеллекта выявить у него наличие или отсутствие фотографического виденья. Критерием в этом для меня (как минимум!) служили бы вопросы: «правдивы ли эмоции на его фотографиях?», «смогу ли я или мои друзья снять так же как он?». При просмотре портфолио кандидата, я бы старался анализировать, что именно в фотографиях обращает на себя мое внимание. Удалось ли автору выделить людей с их эмоциями, или он смог по-особенному передать интерьер или красоту пейзажа? И тут все зависит от цели съемки. А обработка… ее можно всегда сделать.


Виденье, почерк, уровень фотографа.
Подыскивая фотомастера для себя, я присматривался бы к нестандартности его виденья. Штампованные посетители современных фотокурсов меня не интересуют. Ведь на их фото не будет эксклюзивной метки, кроме разного рода суррогатов неповторимости, типа «Ivan Ivanov
Photography». В сочетании способностей замечать, интерпретировать увиденное и изображать это с помощью камеры – рождается почерк. Это целый комплекс внутримозговых процессов, углубившись в изучение которых, начинаешь понимать, что фотографа делает мастером умение почти из нереальности перенести увиденное в реальность, на снимок. И то, насколько понимание своего собственного видения глубоко у фотографа, говорит о его уровне. Хорошим критерием оценки уровня фотографа является отбор своих лучших фотографий. Здесь так же применимы вопросы из конца первого абзаца. Просмотр съемки целиком, при этом, лишь запутает. Но имейте ввиду, что в любой области деятельности людей вы можете адекватно оценивать качество работы только тех, кто имеет уровни ниже вашего. Мастерство же – остается за невидимой преградой. Это применимо ко всему: образование, музыка, боевые искусства, вождение автомобиля и прочее.
Да, умение пользоваться камерой очень важно! Но без виденья, о котором я говорю, качественно снимать "в лоб" сможет даже цирковой медведь через полгода... К сожалению, так. Более ни что меня не интересовало бы при выборе фотомастера.

Встреча.
После поиска фотографа, с использованием такого взгляда на этот процесс, на встрече не окажется, что перед вами лопух с некачественным юмором. Скорее, перед вами будет сидеть человек, источающий эстетизм, что послужит подтверждением – перед вами мастер. Вас не обмануть, если вы будете прислушиваться к уму и сердцу одновременно. А взаимное чувство уважения к человеку, который прекрасно может то, чего почти не можете вы, является чертой высокой культуры. И это хорошее подспорье для начала взаимоотношений и сотрудничества. На этой встрече вы можете узнать немало полезного. Но важнее всего наладить человеческие отношения.

 

Обработка фотографий. Что нужно понимать?
Если выбранный фотограф обладает навыками компьютерной коррекции снимков (и я не говорил, что это не важно), то это приятный бонус. …
Нонсенс
, если человек, называющий себя фотомастером, в наши дни не умеет этого делать. Мне довелось много лет работать в глянцевых журналах техническим редактором и цветокорректором. Я уверен, что цифровым снимкам объективно требуется расширение динамического диапазона и цветокоррекция. Те люди, которые против любой обработки, заявляя о какой-то ценности необработанных снимков, не понимают, с чем имеют дело. Эти представления сохранились у них со времен фотопленки. Но излишняя обработка требуется, когда кунг фу плохое. Плохо снятая фотография не станет хорошо снятой! Вам решать, что выбирать: подлинную фотографичность, вечно модную на западе или глянцевость пост советского ар-эн-би. Но и то и другое требует обработки! К тому же, настоящая, не доморощенная журнальная обработка - это очень дорого, потому что занимает массу времени и отнимает немало ресурсов организма. (Для справки: помнится раньше цветокоррекция и профессиональная ретушь 100-300 фото под CMYK-печать для глянцевых журналов могла стоить около 100000 руб.). Не покупайтесь на обработку. Обработка не должна играть решающую роль в вашем выборе, но и быть убогой она просто не имеет права.


Еще немного о видении.
Все же, стоит написать более откровенно, о видении фотографов.
Один видит линии, вписывая в них человека, который для него так же состоит из линий (это горячий, но, порой, остывший художественный взгляд). Кадры такого фотомастера чаще изобилуют ракурсами, захватывающими воображение перспективами, он заметно чаще и умело использует широкий угол. Его снимки гармоничны, воздушны, но человек на них может оказаться незначимым, а его личность – не раскрытой.
Другой видит, в первую очередь, человека, как живую и очень подвижную субстанцию. Для него это эстетически выделяющийся из мира линий объект, состоящий из светящихся ручейков. Когда он смотрит, он испытывает восхищение от грандиозного вида, умещающегося, почему-то, в рамочку видоискателя. Он испытывает уважение к этому, и тут остается соединить этот вид с общепринятыми линиями восприятия, что он и делает. В его случае, кадры наполнены большей жизнью. А живыми они становятся до того, как кнопка нажата. Поэтому человек у фотографа с таким взглядом играет ведущую роль в кадре.
Остальные, и их большинство, не видят ничего. Они нажимают на кнопку, поместив человека в используемые примитивными правилами воображаемые квадраты (или даже нарисованные в видоискателе). Они предпочитают обработку творческому процессу фотографирования. Их психики и опыта не хватает на концентрацию во время фотосъемки, и они с легкостью на душе этим занимаются за компьютером: режут, рисуют, поворачивают и копипастят.
Это все не дает один и тот же результат. Если вам нужны пейзажи, ищите пейзажиста, портреты – ищите портретиста. Нужна мега обработка – художник-дизайнер сегодня главный герой в программе «Ищу тебя» для вас. Все эти люди дадут вам то, что вы хотите. Но чувствующим человека, при этом, является только портретист, и, разумеется, не каждый. Настоящих фотографов, которым стоит платить деньги – очень мало.

Автор Игорь Павлутин