Портрет и момент.

Один мой приятель с двумя высшими гуманитарными образованиями считает, что для создания фотоизображения ничего не нужно - просто жми себе на кнопку, направив камеру в нужную сторону. Сравнив художественное рисование и фотографию, он не смог или не захотел найти ничего общего в этих двух видах искусств, но легко отыскал явные отличия, коих, впрочем, не так много. В его случае звучали слова о том, что художник рисует руками, а фотограф ничего не делает, изображение появляется само от воздействия технологий на материю, или что-то типа того.

Я предлагаю моему читателю вместе со мной поразмышлять о том, насколько все... по-другому в художественной портретной фотографии.

Наблюдение.

И действительно, в продолжение слов моего приятеля и в их пользу, любой скажет, что в фотографии сейчас наблюдение за лицом и выжидание момента не так важны, как во времена, когда в пленке было 36 кадров. Ведь сегодня на цифровые камеры можно делать почти неограниченное количество дублей, с возможностью скоростной серийной съемки, и потом выбирать удачные кадры на компьютере. Только вот что тогда, снимки будут случайными? Не в пользу профессионализма фотографа. Кому нужен профи, да еще и фотохудожник, предлагающий только случайный результат?

 

Случай.
Случай в фотографии - это, конечно, прекрасно. Каждый фотограф живет надеждой о невероятном случайном кадре. Но если рассчитывать лишь на случай, то серьезный профессионал, говоря образным языком, изольет чашу своего ограниченного времени во всепожирающую бесконечность фотолотереи. Поэтому, в процессе съемки необходима постоянная концентрация и наблюдение. Для настоящего фотографа* время наблюдения перед созданием снимка имеет даже большее значение, чем расчет параметров освещенности, и даже важнее самого результата в этот момент. Потому что фотомастер знает, что мысли о еще не сбывшемся будущем отвлекают от более важного настоящего, и такие мысли напоминают, скорее, мираж в пустыне.

 

* Мне приходится использовать термин «настоящий фотограф», поскольку в последние годы в России слово фотограф ассоциируется у многих с чем-то несерьезным, с папарацци, например,  или с домохозяйками, фотографирующими за деньги. Это совершенно не имеет отношения к художественной фотографии и тому что я тут пишу. 

 

Предвидение.
Хотя, предвидение кадра - весьма полезный навык. При этом, он не должен быть осознанным. Без многолетнего опыта он не достижим хотя бы потому, что этот процесс связан с такими глубинами кратковременной памяти, которые просто недоступны обычному человеку. Постараюсь вкратце описать этот надсознательный процесс.
Перед тем как момент сложился и до момента нажатия на спуск затвора, фотограф всегда занят визированием геометрии объектов в видоискателе. При этом, он проецирует увиденные образы в сознании так, чтобы видеть их и с закрытыми глазами. Для предвидиения ему необходимо иметь возможность, как бы, поворачивать эти образы в воображении, сравнивая со своими идеалами красоты линий и ждать, что они возможно (возможно!), сложатся в форму необычную и притягательную. Тогда он нажмет на спуск. То есть он не жмет на кнопку как сумасшедший, потому что боится пропустить что-то большее. Так можно все проморгать затвором и даже не узнать об этом. Он ждет свою «бархатнокрылую бабочку». Любому фотографу поймать ее удается редко. Для такого состояния вполне осознанного действия съемка наугад с вытянутых рук, как вы понимаете, не подходит. В ломографии, где снимают от бедра (или из под ноги, что даже круче), можно не тратить времени на подобные заморочки... ;-)

 

Психология наблюдения.
Вернемся же к наблюдению. Лицо человека - это то немногое в жизни, в чем мы (люди) разбираемся наверняка. Мы безошибочно определяем значение выражения лица каждый раз. Можно сказать, что мы все имеем ученую степень в понимании значения мимики. Пропуская видимое через толщу нашего социального опыта, мы без труда оцениваем мимику с помощью ума, которому для этого не нужно бессмысленно пытаться выйти за пределы нашей нервной системы. Известно, что мельчайшие мимические изменения в лице становятся нам понятны за доли секунды. На этом научном факте строятся многие социальные теории в разных сферах, в том числе и в фотографии. И отсюда разговоры о настроении в кадре - мы видим лицо на фотографии и комментируем, потому что понимаем о какой эмоции идет речь. Правда для правильной подачи настроения требуется уже не столько социальный опыт, сколько художественные навыки, а лучше талант.

 

 

Ракурс.
В портрете, конечно же, важно учесть все: само лицо, руки, пластичность линий, детали интерьера, архитектуры или пейзажа, освещение и все, что может попасть в композицию - с отслеживанием этих пунктов справится почти каждый искушенный и опытный фотолюбитель, потому что это только верхушка знания, лежащая прямо на серебренном подносе - бери, используй. Но есть еще такое понятие, как ракурс. Ракурс - тема, в которой ученая степень заканчивается для очень многих фотографов. Потому что ракурс связан с видением, а этому никто не научит на поп-курсах по захвату свадебного рынка. Потому что необходимо наличие некоего чувства и многие сотни часов, годы на его осмысление, взвешивание и многочисленные опыты. Я хочу этим сказать, что можно понимать лицо, но напрочь не чувствовать или ничего не знать о существовании магнетической точки между своеобразной пространственной геометрией человеческого тела/лица, оптическими искажениями объектива и границами кадра. А современные фотографы, узнав об этом, решают эти космические задачи только кадрировнием в фотошопе, думая, что все хорошо.

 

Идеальное.
Если представить, что "золотой" ракурс найден, то фотографу необходимо сложить его со своим тонким ощущением психофизических сигналов, исходящих от модели, и художественным видением пластики ее лица, то есть понять, что происходит, чтобы не снять портрет с бессмысленной психически неузнаваемой эмоцией. После чего, передать его в этом ракурсе на снимок, отталкиваясь от знаний о композиции, которая еще должна подойти к сюжету. Так получится идеальный портрет, если, конечно, свет и цветовое наполнение кадра позволяют. Поэтому
Картье-Брессон говорил: "Когда фотограф наводит видоискатель, линия прицела проходит через его глаз, голову и сердце". Я бы продолжил эту цитату словами "и обратно к глазу через сердце и голову", хоть это уже звучит как описание пути трассированной пули.
Все далеко не просто. Создается хороший кадр, с соблюдением всех технических норм, а также ряда прочих элементов, в том числе психологических (а психология в фотографии - многогранный мир), придающих кадру естественность. Все оценивается в очень короткое время, в отличие от рисования, где можно в течение всего процесса вносить иногда значительные коррективы. Параллельно всему описанному необходимо восприятие светотеневого рисунка, как вообще отдельного изображения (тема нескольких курсов художественного ВУЗа), как и в рисовании, только быстро. Каждый кадр технически можно снять несколькими способами, дающими порой принципиально разные результаты на разной оптике. И тут фотографу, так же быстро, как все остальное, приходится решать какие настройки избрать, ведь способов много, а момент лишь один. В общем, ничего идеального не существует, как будто... Но иногда встречается поразительное даже в ломографии! ;-)

 

Для зрителя.
А раз все так непросто, то и смотреть готовое изображение следует так же будучи подготовленным человеком. Если вы заказчик, то не берите в исполнители того, кто предлагает больше - это бизнес - не искусство. Лучше брать меньше, да лучше. Лучше брать основу, с которой можно потом сделать все дополняющее ваше эго. Но главное правило потребителя - из изначально хорошего, фигню сделать можно в два счета, а вот из фигни хорошее - нет.

 

Автор Игорь Павлутин