СОДЕРЖАНИЕ
25 ЛЕТ ОПЫТА
ИЗ ЧЕГО ЖЕ СОСТОИТ ОБРАБОТКА ФОТОГРАФИЙ?
- Ключевые аспекты обработки
КАК ВИДЕТЬ КОМПОЗИЦИЮ И ФОРМУ? (МЕТОДИКА ВИДЕНИЯ)
- Первичный сканирование
- Динамическая оценка
- Тактильная оценка
- Да что же такое Форма?
- Где проходит граница между композицией м формой?
- Практика и Вывод
5 ОСЕЙ ВОСПРИЯТИЯ: АНАТОМИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ КАДРА
НЕРАЗРУШАЮЩИЙ WORKFLOW: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДЗЕН (КАК Я РАБОТАЮ)
- Первое правило
- Процесс
ЖЁСТКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
ПОЛЕЗНЫЕ И БЕСПОЛЕЗНЫЕ УМЕНИЯ В ФОТОШОПЕ
ПРИМЕНЯЯ АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ И ФОРМЫ
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РЕЗУЛЬТАТА?
25 ЛЕТ ОПЫТА
Когда я начинал, мы правили пиксели инструментом «палец» и всей дизайн-группой ходили на Савёловский рынок за CD (600 Мб) с текстурами.
25 лет в ретуши и цветокоррекции научили меня главному: важное и второстепенное в нашей работе постоянно меняются местами. То, что когда-то казалось sacrosanct, теперь вызывает улыбку, а мимолетные наблюдения выросли в профессиональные убеждения.
Ретушь — это территория предсказуемости. Даже в самых сложных случаях она подчиняется логике: есть проблема, есть техническое решение. Можно годами оттачивать мастерство, превращая процесс в медитацию, но суть остается прежней — методичное устранение недостатков.
Совсем иное — колористика. Здесь начинается настоящее творчество — территория мучительного выбора между «правильно» и «неправильно», которых не существует. С одной стороны, есть проверенные решения (вплоть до использования пресетов для простых задач). С другой — тонкая работа по согласованию оттенков, стилизации и градации цветов, которые должны сохраняться с разными цветовыми профилями при печати на любых носителях. Колористика — это не коррекция, это дизайн. А дизайн, как известно, не стоит оценивать с первого взгляда: нужно время и многократный взгляд со стороны.
ИЗ ЧЕГО ЖЕ СОСТОИТ ОБРАБОТКА ФОТОГРАФИЙ?
Если необходимость ретуши и цветокоррекции никто не оспаривает, то об оценке формы и композиции, как неотъемлемой части обработки фотографии, почти не говорят. Большинство знает об этих аспектах лишь по поверхностным статьям и обзорам. По-настоящему их изучают только в профильных вузах, а на курсах этим темам уделяют не больше внимания, чем истории фотографии, сводя к «правилу третей» и «золотому сечению».
Между тем, анализ формы и композиции — это как глоток воздуха перед нырянием: от него зависит, хватит ли вам сил доплыть до цели и поднять со дна жемчужину. Даже простая попытка анализировать композицию и форму во время работы — уже огромный шаг вперёд. Попробуйте, и вы увидите как изменится ваш взгляд. Умение видеть форму и композицию — это не набор правил, а особый способ дыхания. Вы либо чувствуете этот ритм каждой клеткой, либо задыхаетесь в погоне за «правильностью».
Итак, ключевые аспекты обработки:
- Работа с цветом
- Ретушь (если она вообще нужна)
- Оценка композиции
- Оценка формы
Третий и четвертый пункты важны перед началом работы (без них, по моему мнению, невозможно адекватно подойти к изображению), но так же критично не упускать их из виду на всех этапах работы, потому что возвращаться к этому анализу придется и в процессе ретуши, и в работе с цветом, регулярно.
Мастерство — это когда технология становится интуицией.
КАК ВИДЕТЬ КОМПОЗИЦИЮ И ФОРМУ? (МЕТОДИКА ВИДЕНИЯ)
Эта тема весьма сложная для описания и обширная. Я буду рассматривать форму и композицию как взаимозависимые системы — как каркас (форма) и его инженерная схема (композиция). Такой подход отражает реальный рабочий процесс — когда профессионал оценивает кадр, эти аспекты анализируются почти одновременно. И действительно, в профессиональной практике они постоянно взаимодействуют:
- Форма диктует композиционные решения (например, угловатый объект требует особого баланса)
- Композиция выявляет форму (через свет, ракурс, кадрирование)
Композиция — это не правила, а осознанный контроль внимания.
Вот как его почувствовать:
Первичный сканирование
Сначала закройте глаза. Откройте — куда сразу упал взгляд? При первичном сканировании ваш взгляд должен за 0,5 секунды определить:
- Главный объект (что?)
- Его положение (где?)
- Взаимодействие с окружением (как?)
Спросите себя: «Где мой взгляд отдыхает?» Это и есть сердце кадра, центр истории.
Динамическая оценка
- Линии — не элементы, а векторы движения (куда ведут?)
- Отрицательное пространство — не пустота, а зона давления (как давит на объект?), (куда его сдвигает?)
- Контрасты — не яркость, а иерархия важности
Читайте линии как ноты: Горизонт — бас, диагонали — скрипки. Слышите диссонанс? Возможно, это и есть акцент.
Тактильная оценка
- Форма должна ощущаться руками (даже в уме) — выпуклая/вогнутая?
- Углы — не градусы, а острота восприятия
- Фактуры — не текстуры, а разница потенциалов
(Это даже не анализ, а разговор с изображением. Оно ответит, если задать правильные вопросы.)
Да что же такое Форма? Это характер! Характер, имеющий вполне физические величины:
- Вес (низ тяжелее верха или наоборот?)
- Баланс (не симметрия, а равновесие сил)
- Напряжение (где «рвется»?)
Трогайте взглядом углы — они острые или притупленные? Кривые — ленивые или напряженные? Острые углы — решительность, плавные изгибы — нежность. Какое настроение вы видите?
Свет как собеседник. Мягкий свет гладит форму, жесткий — спорит с ней. Кто в этом диалоге побеждает? Блик — это вспышка эмоции, тень — пауза и соавтор — и не просто отсутствие света, а намёк на то, что осталось за кадром.
Пустота — тоже форма. Не заполняйте, а вдыхайте пространство.
Где проходит граница между композицией м формой?
Форма — физические характеристики объекта (геометрия, объем, фактура)
Композиция — расположение этих форм в кадровом пространстве.
Практика
Удалитесь на кофе. Вернувшись, не ищите ошибки — заметили ли вы что-то первым? Можно посмотреть на композицию в черно-белом диапазоне, если композиция не работает без цвета, она не работает вообще. Кадр должен читаться с любого разумного расстояния. Прищурьтесь: если кадр не читается силуэтом — возможно, форма потерялась. Посмотрите на композицию иначе — если кадр вертикальный, переверните в горизонталь. Что изменилось в дыхании композиции? Обрезайте кадр с каждой стороны по 10%. Где начинает «ломаться»?
Вывод
Когда все технически безупречно ясно — вот тогда и начинается настоящая работа. Потому что после правильности приходит время нарушений, которые и создают стиль.
(Но нарушать можно только то, что идеально знаешь. Сначала научитесь видеть – потом научитесь смотреть.)
5 ОСЕЙ ВОСПРИЯТИЯ: АНАТОМИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ КАДРА
Для эстетической оценки фотографии существует 5 фундаментальных осей восприятия, которые непосредственно влияют на силу воздействия снимка:
- свет (объем, настроение)
- композиция (баланс, динамика)
- сюжет (смысл, эмоция — идея)
- форма (геометрия, линии, перспектива, ракурс, как интерпретация формы)
- цвет (гармония, контраст)
Хорошее фото должно включать в себя минимум 3 из этих пунктов с хорошей оценкой. Если их не удается набрать, то перед вами, скорее всего, очень плохое фото или какой-то «фончик». Но нужно также понимать, что даже в бессюжетной абстракции есть концепт, и что свет и цвет тоже имеют свою форму.
Это необходимо удерживать в уме в процессе отбора. А в обработке это нужно учитывать, чтобы не навредить сюжету и усилить его восприятие.
НЕРАЗРУШАЮЩИЙ WORKFLOW: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДЗЕН (КАК Я РАБОТАЮ)
Работа с изображением — это не последовательность шагов, а понимание. Всего не удастся сказать в рамках статьи. Поэтому следует упомянуть об условностях:
Технически файл может быть в формате RAW, тогда вы можете его обработать в своем конверторе, перейти в фотошоп в формате TIFF и продолжить уничтожать диапазон частот ;-) Или файл можно открыть в фотошоп в виде смарт-объекта с запакованным DNG. Также, существуют возможности подготовить непосредственно RAW-данные к работе. В конце концов к вам может попасть потрепанный JPEG. Каждый случай — по-своему частность.
Первое правило — не разрушать workflow. Кадрирование? Да, но только с сохранением исходных границ. 50+ слоёв с «заморской» ретушью? Пожалуйста, но с возможностью вернуться к нулевому состоянию в пару кликов. Это не паранойя — культура производства, отличающая мастерскую от «помойки», которую мне доводилось видеть даже в файлах признанных мастеров.
Процесс. Если мне попался RAW, я почти всегда начинаю с цвета, а точнее с тоновой коррекции. Далее, отыскав компромисс, учитывающий мое понимание сюжета, я работаю с яркостью и контрастом. Здесь так же нужно искать компромисс, учитывающий заложенные в изображение композицию и форму (идею). Здесь важно не потерять связь. Далее я пользуюсь прочими «попсовыми» крутилками, но уже в рамках системы. Потом я перехожу к локальному балансу яркостей и цветов, ретуши, микроконтрасту, и в конце создаю и назначаю цветовой стиль. Кстати, если в мои руки попал JPEG, TIFF или прочий растр, то начать я могу сразу с ретуши, а откорректировать/назначить цвет можно и в процессе.
ЖЁСТКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Статистика безжалостна: 99% «ютьюб-гуру» действуют по принципу «нравится/не нравится» — их пресеты работают лишь на их же снимках. Коммерческий проект требует математики цвета, а не субъективных впечатлений. Без эталонных образцов, знания стандартов (например, skin tone в CMYK для офсета) и «насмотренности», которая приходит через годы, получаются слишком заметно плохо. Поэтому работа с цветом требует справочных материалов и действий по правилам.
И вот вы погрязли в математике цвета, которая не согласуются с композицией и формой, а вам говорят еще, что у вас вкуса нет ни-фи-га... Тут не поможет «Я художник, я так вижу».
ПОЛЕЗНЫЕ И БЕСПОЛЕЗНЫЕ УМЕНИЯ В ФОТОШОПЕ
Фильтры и плагины. Это не умение. Первые 10 лет я использовал их активнее, чем подросток теребит сами знаете что. Сейчас я такого мнения: даже самые дорогие фильтры и плагины — это полумера. Коммерческого результата вы без удачи не получите. В общем, я в них давно разочаровался, потому что могу сделать лучше и точнее, а затем откатить любое количество действий или заменить их. Такого же мнения я о современных ИИ методах. Хотя, говоря о последних, я приветствую управляемую замену цветового стиля — ИИ может помочь мне ничего не упустить (использую крайне редко). Также, некоторые плагины сегодня, все же, способны решать вечные проблемы, например, апскейлеры на основе ИИ. Но не то, чтобы я часто запускал их.
Маски. Современный подход подразумевает безотрывное использование масок. Нужно уметь делать качественные маски из всего и для всего. Это целый мир и, порой, бывает не очень просто. Иногда я думаю, что маски — самое важное умение. Я знаю, без преувеличения, десятки методик создания масок.
Каналы. Это настолько сложная тема, что в работе с каналами практически нет рецептов (разве что на создание масок), поэтому про них никто ничего серьезного не рассказывает, кроме того, что они есть. Но одно только смешение каналов порой способно изменить многое. Чтобы работать с каналами нужно понять как они работают, для этого требуется много практики с различными целями. Я использую каналы для тонкой работы с цветом, тоном, яркостью и контрастной детализацией, с хорошей периодичностью создаю через них маски.
Слои. В них не только нужно ориентироваться, но и уметь смешивать за счет масок и режимов наложения. Слоев бывает много. Тут без битья головой об стену никак. Часто новички, столкнувшись с файлом с десятками слоёв, просто признают поражение.
Инструменты. Есть штамп и лечащая кисть, которые все знают, стёрка и кисть, назначение которой просто неограниченно. Дивная историческая кисть, принцип работы которой я так и не смог объяснить одному человеку. И прочие несусветные чудеса. Всем этим лучше пользоваться через графический планшет. Он невероятным образом меняет подход к ретуши и расширяет возможности фотошопа, не побоюсь сказать, в два раза.
ПРИМЕНЯЯ АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ И ФОРМЫ
Выше я написал, что к анализу композиции и формы придется обращаться в процессе работы с цветом и ретуши постоянно. Есть масса приемов ретуши, где вы можете ради улучшения восприятия композиции или выделения формы смещать падающее освещение, выделять светом одно, а тенью прятать другое, а за счет локальной работы с цветом деталей можно вообще смещать самого зрителя. Такие дела... :-)
В обработке к чему-то придется подходить с жёсткой привязкой, например, к положению главного объекта съемки, а что-то «малой кровью» получится смещать ради композиционных нюансов, которые можно поправлять за счет изменения светового объема или цветового контраста. Это сложно описать, но все в наших руках, если мы знаем, что хотим сделать и каковы будут последствия.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РЕЗУЛЬТАТА?
Это большой путь. Чтобы все это уметь и получать результат, придется многое изучить, измерить и взвесить. Может и подраться с кем-то придется. Это, и сама работа с фото, требует эпического терпения. Вы должны иметь опыт визирования светотени. Вы должны хотя бы немного уметь рисовать. Кто-то с детства должен был прививать вам эстетический вкус. Вы должны уметь видеть, восторгаться увиденным, и переносить этот восторг на ваши изображения. Вы должны знать как пахнет море, чтобы его окрасить.
Автор Игорь Павлутин